Преднатяг - внутренняя сила между гайкой и винтом, которая устраняет свободный осевой и радиальный люфт. Преднатяг конструкции обеспечивает воспроизводимость и повышенную жесткость системы. Преднатяг достигается либо с использованием двух гаек и натяжением их по отдельности, либо изменением длины окружности в одной отдельной гайке. |
Высокоточные ШВП имеют три класса преднатяга: люфтовой (без преднатяга), с преднатягом (незначительный преднатяг с четырьмя контактными позициями) и с прецизионным преднатягом (преднатяг с двумя точками контакта). |
С прецизионным преднатягом (тип V)- преднатяг по двум точкам контакта.
Люфт между гайкой и винтом отсутствует. Преднатяг составляет порядка 10% от величины динамической нагрузки, но может изменяться в диапазоне от 2 до 13%. Момент сопротивления контролируется внутри указанного диапазона. Обычно используются для позиционируемых устройств, где требуется воспроизводимость и высокая жесткость (высокая жесткость обеспечивает перемещение больших нагрузок с минимальными отклонениями). (Применяется только с типом гаек FL) |
С преднатягом (тип A) - имеется незначительный преднатяг по четырем точкам контакта.
Размер шариков несколько больше, чем размер канавок, это обеспечивает появление четырех точек контакта. Люфт между гайкой и винтом отсутствует. Преднатяг составляет порядка 5% от величины динамической нагрузки. Применяются, главным образом, для устройств позиционирования, где необходима воспроизводимость результатов. (Применяется с типами гаек FK, FH и ZG). |
Люфтовой класс (тип S) - без преднатяга.
Размер шариков меньше канавки, следовательно, появляется зазор между гайкой и винтом. Между винтом и гайкой возможен осевой люфт, что неблагоприятно сказывается на воспроизводимости. Нельзя контролировать момент сопротивления. Точность хода незначительна, воспроизводимость приблизительно равна величине люфта (обычно, максимальный люфт лежит в диапазоне 0.09-0.18 мм и зависит от размеров). Используется для транспортных устройств и вертикального перемещения, где допустимо низкое сопротивление. (Применяется с типами гаек FK, FH и ZG) |